Шиповник хорошо знали как лекарственное растение еще в Древней Греции. В IV веке до н. э. Теофраст в «Естественной истории» дал настолько подробное его описание, что оно многие века переходило из книги в книгу практически без изменений. И только в середине XVIII века его дело продолжил Карл Линней, описавший около полутора десятка форм шиповника.
Все это время люди продолжали использовать лечебные свойства плодов шиповника. В травнике Людвига Гребера, жившего в XVI веке, есть рецепт по применению шиповника в качестве зубного порошка для укрепления десен. С этой же целью его использовали и русские народные целители. Еще они рекомендовали шиповник как средство, помогающее заживлению ран.
Для сбора его плодов в XVI—XVII веках, а возможно и раньше, в оренбургские степи посылались специальные отряды под охраной воинов. Как известно, любая болезнь в Древней Руси называлась хворобой. Отсюда пошло и народное название шиповника «хвороборник», или «свороборник». Считалось, что «вода свороборинного цвета раны заживляет, свербеж выводит, ране не дает распространиться ни в ширину, ни в длину». Памятуя об этом, во время Русско-турецкой войны раненым для поддержания сил и лечения давали «патоку свороборинную» (отвар шиповника). Цветки после перегонки водой шли на антисептические повязки, а водным настоем промывали края ран во избежание гангрены.
Однако история пристального изучения шиповников началась в 40-х годах прошлого века, с момента открытия в их плодах высокого содержания аскорбиновой кислоты. Дальнейшие исследования показали, что это растение — настоящая кладовая многих витаминов и большого количества биологически активных веществ.